Rambler's Top100
(495) 133-87-68
многоканальный
Главная О компании Новинки Статьи Новости Документация Форум Схема проезда Ссылки Вакансии Фотоархив
 
 Интегрированные системы безопасности "КОДОС"
 
Оборудование и ПО "КОДОС" для ОПС
Оборудование и ПО "КОДОС" для СКУД
Оборудование и ПО "КОДОС" для систем видеонаблюдения
 Оформить заявку

Схема проезда

Прайс-листы

Прайс-лист в формате ExcelPrice.xls (11.01.16, 0,88 МБ)

Поиск информации

 
Panasonic Samsung GRD Fujinon
Hikvision TVHelp Apollo SALE

Статьи



Статья 4. Пусконаладка и сопровождение
Система смонтирована и даже как-то работает. Теперь осталось добиться, чтобы она работала так, как надо...

И снова я вас буду склонять к бюрократическим формальностям. Надо иметь ПМИ (Программу и Методику Испытаний). Это основной документ на этапе пусконаладки. С подписью заказчика. Иначе сначала вы будете раз в час менять настройки, потому что к вам будут по очереди подходить разные замдиректора заказчика, смотреть, как у вас что-то шевелится, цокать языком и требовать все переделать. А потом, когда вы устанете переделывать, придет главный директор и, почесав в затылке, скажет, что система работает не так, как ожидалось. В результате вы если и получите свои деньги, то уже ни времени, ни желания идти в магазин за чаем не будет.

Кстати, поскольку никогда еще ПМИ не описывала все точно и никогда еще не было, чтобы ее не пришлось менять двадцать раз, важно, чтобы изначально (в договоре или особым актом) со стороны заказчика был назначен конкретный ответственный, согласующий внесение изменений в задание. Это важно и на этапе проектирования, когда приходится отклоняться от ранее согласованного ТЗ, и особенно на этапе пусконаладки, ибо только теперь наконец заказчик начинает осознавать, что именно он купил.

ПМИ, как правило, изрядно совпадает с ТЗ. Однако если ТЗ может в принципе составляться в разных терминах, то ПМИ должно быть написано преимущественно в терминах «пользователя», то есть содержать только наглядно проверяемые параметры. Конечно, к акту о выполнении работ можно приложить и какие-то технические протоколы измерений или «бухгалтерские» протоколы сверки оборудования по количеству и типам с проектной спецификацией, накладные, но это скучно. Обычно лицо, подписывающее акт, хочет лично убедиться в работоспособности системы, прежде чем проплачивать оставшиеся деньги. Поэтому в ПМИ обязательно надо включать «генеральский» раздел. Генералы любят (и это очень мудрый способ) послать взвод солдат, чтобы они симулировали противника, и наблюдать на центральном посту, как работает система. Если вы не ожидаете, что заказчик выделит для испытаний взвод солдат, предусмотрите собственных сотрудников или «технические средства» (манекен в маскхалате).

Программа «генеральских» испытаний отнюдь не только для показухи. Фактически, это интегральные, комплексные испытания всей системы. Они не должны быть длительными. Протокол пробного прогона в течение недели или испытаний на симуляцию нескольких тысяч сработок датчиков можно приложить отдельно, проведя эти испытания не в присутствии генерала. Желательно в ПМИ подчеркнуть работу основных функций системы, тех, которые вы рекламировали, когда уговаривали заказчика, что ему нужна именно предлагаемая вами система. Самый шик - подчеркнуть связь с проведенным вами же анализом угроз, продемонстрировать, как система поможет предотвратить наиболее вероятные угрозы охраняемому объекту. Это не шутки и не издевательство над наивным заказчиком. Если вы действительно написали анализ угроз (хотя бы на страничку текста - перечень основных угроз) и заказчик его просмотрел и согласился (или что-то добавил), а в результате созданная вами система действительно помогает против (пусть модельных) реализаций этих угроз - значит вы действительно сделали что-то полезное.

В процессе пусконаладки, как и в процессе монтажа, надо не забывать делать исполнительную документацию. Инструкции, алгоритмы, методики действий СБ - теоретически являются частью проекта, частью эксплуатационной документации. Однако чаще они окончательно делаются «на месте» в процессе пусконаладки. Хотя бы потому, что на этапе проектирования, если даже у вас была информация о списочном составе СБ, к моменту пуска он изменился. Кроме того, слишком трудоемко пытаться дистанционно, на этапе проектирования, добиться от заказчика - какие слова он хочет видеть, и как он предполагает обеспечить реакцию на те или иные тревоги. Пока системы нет, заказчик часто несколько искаженно представляет себе ее работу. Это нормально, у него еще нет опыта работы с вашей системой. Но как результат, приходится смириться с тем, что окончательная доводка системы и доработка эксплуатационной документации будет вестись на месте, в процессе пусконаладки.

Очень хорошо, если удается в план проведения работ встроить этап обучения пользователей, этап опытной эксплуатации системы, этап доводки по результатам опытной эксплуатации, и только в конце всего - окончательную сдачу системы в промышленную эксплуатацию.

Обучение пользователей - неотъемлемая часть работ по созданию системы. В какой-то мере все общение с заказчиком сводится к тому, чтобы объяснить ему, «что вы можете» и «как он это может применить». Но пока вы общаетесь с двумя-тремя специалистами из службы безопасности заказчика, это можно решать в рабочем порядке. Хотя мы, не зря же есть свой учебный центр, предпочитаем и из них сразу же сформировать учебную группу и прогнать через стандартные курсы, преподаваемые нашим новым сотрудникам. В результате они начинают говорить на том же языке, что и наши менеджеры и проектировщики, эффективность общения возрастает многократно.

Еще важнее целенаправленно обучить всех тех, кто будет систему эксплуатировать. В сколько-нибудь серьезных случаях это 2-3 круглосуточных поста, то есть минимум 15-20 человек. Как правило, не имеющих опыта работы с современными системами безопасности, а порой даже не знающих, с какой стороны подойти к компьютеру. Это нормально, этому можно обучить за 2-3 дня, если человек имеет опыт работы в СБ и понимает суть своей работы. Легче всего, показав и несколько раз отработав типовые процедуры, ожидаемые в реальной жизни. Тут возникают некоторые проблемы - отрабатывать на реальной системе как срабатывает датчик разбития стекла при проломе витрины или отрабатывать включение пожаротушения - все эти случаи просто невозможно реализовать. Хорошо, если совместно с системой имеется тренажер, позволяющий отрабатывать типовые ситуации не на рабочей системе (там и простой сигнал тревоги с отдаленного участка периметра трудно реализовать - поди сбегай за пять верст). Вершиной обучающих систем (известной мне) является заложенная в рабочую систему возможность проводить учебные тревоги.

Это напоминает о том, что мало обучить упомянутых 15-20 человек. Увы, текучка кадров есть везде. А в армии, комплектуемой по призыву, она огромна. Будут приходить новые люди, и командир отделения операторов должен иметь под рукой учебные и методические материалы, готовые тестовые задания, которые снова и снова будут отрабатываться новыми сотрудниками СБ через года после того, как вы их написали.

Впрочем, работу системы (технических средств) в течение этих лет также надо обеспечить. Расчетный срок службы систем безопасности, как правило, принимается в районе 8-15 лет. Исходя из этого, система комплектуется запчастями, расписывается план регламентных работ. Иногда в цену системы сразу включается расширенная гарантия (на 10 лет), иногда сразу закупается или планируется закупка в будущем оборудования для планового ремонта/замены техники, выработавшей свой ресурс. Например, ни один монохромный монитор не может выдержать более 3 лет непрерывной работы, особенно в охранной системе, где может оказаться, что все 3 года на экране была все время одна и та же картинка. Уже через год можно выключить питание монитора, а картинка останется (как правило, инверсная).

Кроме выгорания экрана, все высоковольтные устройства (с электронно-лучевой трубкой) равно как с высокой тепловой нагрузкой (процессоры Пентиум и т.п.), очень чувствительны к пыли. 2-3 раза в год их надо пылесосить. Чтобы не повредились кабели, 3-4 раза в год надо проверять сохранность креплений кабеля, отсутствие механических повреждений. Минимум раз в год - проверять работу всех органов управления. Типично, что большая красная кнопка, которой обычно не пользуются, к моменту, когда понадобится, может оказаться настолько окисленной, что не сработает совсем. Вообще-то, рекомендации по периодичности и составу регламентных работ обычно есть для всего оборудования, но в составе системы оборудование проверять иногда проще, да и эффективней - сразу проверять весь тракт, всю систему, по программе, сходной с ПМИ при сдаче объекта. Некоторые заказчики объединяют такую проверку с ежегодными учениями.

Большую часть этой работы придется делать штатным сотрудникам заказчика. В том числе производить первичный ремонт (заменой блоков). Просто некогда ждать приезда «специалиста из Москвы», система должна работать. Поэтому местных технарей также надо обучать, в том числе ремонту системы, то есть по существенно расширенной программе. Оптимально, если технические специалисты службы эксплуатации участвовали в оформлении актов скрытых работ, протоколов измерений - им это потом эксплуатировать. А на последнем этапе они могут участвовать в пусконаладке наравне с сотрудниками подрядчика и таким образом в реальной работе получат навыки, «как перенастроить систему» в случае выхода из строя существенных элементов системы или в случае аварийной ситуации на самом объекте, безотносительно к системе технических средств безопасности.

Что почти неизбежно придется делать подрядчику (и это обычно включается в «договор сопровождения») - это осуществлять модификации системы по мере изменения ситуации на объекте. Даже самые косные армейские части, не говоря уж про коммерческие предприятия, являются живыми организмами, в них постоянно что-то меняется. А в результате может понадобиться перенести, например, центральный пост управления или перенести участок забора на периметре. Разумеется, значительные по объему работы будут делаться по отдельным договорам, но мелкие модификации, а нередко и часть регламентных работ, могут осуществляться в рамках сопровождения системы, в рамках все того же договора, еще долгие годы после подписания заключительного Акта и после того, как уже истрачены все полученные с заказчика деньги.

Опубликовано с разрешения редакции журнала "Все о Вашей безопасности"


Все статьи  







 
Системы видеонаблюдения
IP-системы видеонаблюдения
Системы видеонаблюдения HD CCTV
Системы видеонаблюдения стандарта AHD
IP-домофоны
Системы контроля доступа
Охранно-пожарная сигнализация
Интегрированные системы безопасности "КОДОС"
 
Главная
О компании
Схема проезда
 
Новинки
Статьи
Документация
Форум
 
Ссылки
Вакансии

Компания ТБ-Проект
Москва, ул. Амундсена, д. 9.
Тел/факс: (495) 133-87-68 (многоканальный)
Email: info@tbpro.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Главная   E-mail   Карта сайта
© 2003 - 2016 ТБ-ПРОЕКТ
Веб-дизайн сайта, разработка сайта - Текарт.