Rambler's Top100
(495) 133-87-68
многоканальный
Главная О компании Новинки Статьи Новости Документация Форум Схема проезда Ссылки Вакансии Фотоархив
 
 Интегрированные системы безопасности "КОДОС"
 
Оборудование и ПО "КОДОС" для ОПС
Оборудование и ПО "КОДОС" для СКУД
Оборудование и ПО "КОДОС" для систем видеонаблюдения
 Оформить заявку

Схема проезда

Прайс-листы

Прайс-лист в формате ExcelPrice.xls (11.01.16, 0,88 МБ)

Поиск информации

 
Panasonic Samsung GRD Fujinon
Hikvision TVHelp Apollo SALE

Статьи



Статья 1. Выбор подрядчика/заказчика
С разрешения редакции журнала "Все о Вашей безопасности" предлагаем Вашему вниманию четыре статьи одного из лучших экспертов рынка безопасности Алексея ОМЕЛЬЯНЧУКА, в которых полно и аргументированно раскрываются четыре основных этапа работы на объекте. Словом, статьи для всех, кто, так или иначе, связан с оборудованием объекта системами безопасности

Алексей ОМЕЛЬЯНЧУК, эксперт

Четыре статьи одного из лучших экспертов рынка безопасности полно и аргументированно раскрывают четыре основных этапа работы на объекте.

Название первой статьи не случайно.

Ошибки, допущенные на ранних этапах строительства, труднее всего исправить. Какой самый первый этап строительства? Думаете, фундамент? Или проектирование? Нет, первый этап - заключение договора заказчика с подрядчиком.Если вы ошиблись с выбором вуза - никакие советы по тренировке памяти не помогут вам стать хорошим специалистом в нелюбимой профессии. Если вы ошиблись при подписании небольшой бумажки в ЗАГСе, никакие советы психолога не сделают вас счастливым. Если вы ошиблись в выборе подрядчика, никакие мои советы не помогут вам получить хорошую, работающую систему. Правда, следует признать, что даже удачное решение первой проблемы еще не гарантирует автоматически столь же удачного решения последующих, у вас все равно будет еще много возможностей все испортить.

Обратите внимание: речь не только о выборе подрядчика, но и, наоборот - о выборе заказчика. Каковы же критерии выбора? Главный вопрос любого договора - его сумма. Это - основной параметр желаний и возможностей, который должен совпадать у заказчика и подрядчика.

Соответствие суммы договора размеру фирмы. Бригада из трех замечательных каменщиков просто не сможет построить небоскреб. А фирма Боинг, если ей заказать изготовление бумажного самолетика, вероятно, сможет его изготовить, но он будет стоить не дешевле, чем 747-й.

Следующие ключевые моменты: вид системы и виды работ, которые необходимо произвести. Все подрядчики специализируются на той или иной специфической работе. Даже если сами не осознают этого. Спросите у них напрямик - какими своими проектами они гордятся - и они честно назовут, что они умеют делать хорошо. Если фирма умеет строить заборы из колючей проволоки, то не факт, что она сможет оснастить архитектурный памятник системой скрытого видеонаблюдения. И наоборот, опыт оснащения магазинов противокражными системами (хотя их тоже иногда относят к системам контроля доступа) ничуть не дает основания надеяться на успех в оснащении системой контроля доступа большого завода, работающего в три смены, с 12-ю проходными, разнесенными на территории в 2000 га.

Далее. Способ взаимодействия заказчика с подрядчиком. Вы спросите - какой же это вопрос? Заказчик платит деньги и говорит, чего хочет. А подрядчик - выполняет желания заказчика и получает деньги. На самом деле, все сложнее. Большинство клиентов, как правило, не знают, чего они на самом деле хотят. Не говоря уж о том, чтобы выразить свои желания понятными словами. Это не потому, что клиент глупый. Клиент, у которого есть деньги, – несомненно, умный. Просто он не специалист в данной области. У него есть проблемы, которые он хочет решить с помощью подрядчика. Но как именно решить - не знает.

Вот какими могут быть крайние способы взаимодействия:

  1. Заказчик пытается объяснить проблему. Например, говорит, «воруют». В приложении к нефтебазе это означает, что приезжают из степных просторов на тракторе с бочкой, прямо через забор, и уезжают, порой забыв закрыть кран. Подрядчики начинают давать свои предложения, начиная от бетонных надолбов и кончая системой видеонаблюдения на радиоуправляемом самолете. Заказчик выбирает того, кто наиболее внимательно относится к проблеме, ищет разные решения, не зацикливаясь на привычных для него.
  2. Заказчик имеет свой маленький аналитический отдел при службе безопасности и свои ведомственные нормативы - какой высоты забор, где и сколько должно стоять видеокамер, какие и как должны быть расположены считыватели карт на проходной. Подрядчик нужен совсем другой - с конкретными, заранее известными умениями, с разумной ценой, с гарантированными сроками выполнения работ.

Вернемся к вопросу о выборе подрядчика. Формально этот процесс называется «тендер на поставку оборудования и выполнение работ». Конечно, вы его можете так не называть, и выглядеть это будет просто как ваши переговоры сомногими потенциальными подрядчиками, но по сути - это тендер, а для проведения тендеров есть ряд известных методик.

Первый вопрос - проводить тендер сразу на весь объем предполагаемых работ или только на первый этап - например, на проектирование?

Если вы думаете, что можно выбрать самого хорошего и самого дешевого проектировщика, а потом - самого хорошего и самого дешевого монтажника - вы заблуждаетесь. Весьма вероятно, что компания, создающая проект, будет его рисовать под себя. Никакая другая компания его просто не сможет реализовать или сможет, но еще дороже, чем авторы проекта. Таким образом, выбрав самого дешевого проектировщика, вы можете, сэкономив 100 рублей, потерять 100 тысяч,оказавшись в заложниках у самого дорогого монтажника. Или потерять 50 тысяч, полностью переделав проект.

Далее. Квалификационные требования. Минимальные требования, которым должна удовлетворять фирма-подрядчик, чтобы с ней вообще имело смысл разговаривать. Во-первых, необходимые лицензии. Во-вторых, размер (годовой оборот, штатная численность, то есть способность выполнить предполагаемый объем работ). В-третьих, наличие опыта выполнения ключевых работ, необходимого оборудования. Не всегда эти данные легко получить. Часто приходится довольствоваться косвенными сведениями. Попросите познакомить вас с компанией, посетить не только ее парадный офис, но и вспомогательные помещения - производство, склад. Если они есть - вам не откажут. Один из популярных способов отсеять несерьезных претендентов - потребовать внесение залога за получение тендерных документов.

Самый эффективный (и самый трудный) способ проводить тендер - проводить его в несколько этапов. При этом на каждом этапе выясняется одно из важных свойств претендентов, и постепенно отсеиваются неудачники. Конечно, это многократно сложнее и имеет смысл только в случае действительно крупных проектов. Кроме того, это требует больших расходов со стороны претендентов, и потому нередко выполнение ими работ на последующих этапах оплачивается заказчиком, например, в виде небольших пробных задач или в виде параллельного заказа нескольких альтернативных эскизных проектов.

Техническое задание (ТЗ) для тендера можно составить по-разному.

Например, вы хотите сопоставить цены разных претендентов. На практике это сделать непросто. У некоторых компаний дороже оборудование, у некоторых - работы. К сожалению, как правило, невозможно заказать оборудование там, где оно дешевле, а работы - там, где работы дешевле. Все или ничего. Это просто потому, что некоторые компании привыкли получать прибыль за счет продажи оборудования (это нередко проще, там прибыль никто не видит и не требует объяснить, почему именно столько). Другие компании, наоборот, привыкли получать прибыль от проведения работ, научились развесисто объяснять, как много каких сложных работ нужно произвести, какие высокие коэффициенты необходимы за тяжелые условия работы. Что поделать, рынок еще не настолько устоялся, чтобы по каждой строке стоимость работ и оборудования была уравновешена. Однако можете проверить - общая стоимость, так или иначе, сопоставима.

Наиболее объективным способом сравнения цен (именно цен!) является способ «модельной системы», которую нужно создать. Похожую на предполагаемую реальную, но в привязке к воображаемому упрощенному объекту. Задача должна быть достаточно простой и четко определенной, чтобы предложения претендентов не слишком отличались в зависимости от полета их фантазии. Результирующие предложения должны включать в себя и стоимость проектирования, и стоимость оборудования, и стоимость работ. В таком случае вы получите возможность сравнивать цены сопоставимых предложений.

Второй популярный способ написания ТЗ - «пользовательские требования». Вы формулируете предполагаемые угрозы и алгоритмы действий службы безопасности и ожидаете предложений, какие технические системы могут помочь функционировать СБ. Этот вариант ТЗ пригоден для оценки освоенных претендентом технологий, предлагаемого им оборудования, способности проектировать комплексные системы. Такой раздел очень хорош в реальном задании на проектирование, в тендерах применяется, например, на этапе разработки альтернативных эскизных проектов. Как составить, так и реализовать такие требования - весьма непросто, это большая работа.

Требования «владельца». Самые высокоуровневые. Типа «воруют…». По предложениям, представленным на такое задание, вы сможете оценить готовность подрядчика работать в условиях нечеткого задания, способность генерировать новые решения, незашоренно подходить к проблеме. Это что-то вроде собеседования при приеме на работу. Не на основе формальных критериев, а в свободной беседе, даже если и требования, и предложения при этом оформляются в виде солидных документов в переплете и с печатями-подписями. В таких случаях ныне модно произносить слова «анализ угроз». В большинстве случаев, анализ угроз – это наукообразное словоблудие. Однако, в разумных пределах, он необходим. Просто перечислить, чтобы не забыть, участки угроз. Направления особого внимания. Чтобы потом, закрутившись в текучке проектирования, не забыть заделать дыры в заборе, а то никакая сигнализация, никакая СКУД не помогут.

В процессе проведения тендера вы сразу получаете спецификацию оборудования и краткую ориентировочную смету на работы. Это, само по себе, уже является почти эскизным проектом, содержит основные технические решения. Иногда очень умные заказчики так и поступают. Обращаются в солидную фирму, долго от нее требуют уточнить и разъяснить коммерческое предложение, а потом с этой спецификацией идут к «шабашникам» и заказывают тем поставку и монтаж. Я, например, в таких ситуациях уже не расстраиваюсь. С таким заказчиком работать - поседеешь до времени. Впрочем, с большой вероятностью потом заказчик все-таки придет, наученный горьким опытом, и будет уговаривать за любые деньги запустить ему эту систему. Скупой платит дважды.

Вот мы и перешли к обещанным советам подрядчику. Видите, по каким критериям вас будет выбирать заказчик? Постарайтесь соответствовать. А если заказчик упирается в мелочи, не способен посмотреть на задачу в целом, не понимает разницы между техническими требованиями и запросом цен, не способен оценить ваши усилия в решении его проблем - сразу закладывайте коэффициент 2 или 3 в свои расценки, и не жалейте, если сорвется. Хуже нет, чем десять раз бесплатно переделывать (по требованиям нерешительного заказчика) и сделать в результате плохо (ибо заказчик так захотел) - ни денег, ни удовольствия.

Итак, договор заключен, к нему приложено ТЗ на проектирование. Наконец, в работу включаются основные инженерные силы подрядчика. Но об этом - в нашей следующей передаче, то есть, статье.

Опубликовано с разрешения редакции журнала "Все о Вашей безопасности"

Следующая статья: Монтаж/поставка

Все статьи  







 
Системы видеонаблюдения
IP-системы видеонаблюдения
Системы видеонаблюдения HD CCTV
Системы видеонаблюдения стандарта AHD
IP-домофоны
Системы контроля доступа
Охранно-пожарная сигнализация
Интегрированные системы безопасности "КОДОС"
 
Главная
О компании
Схема проезда
 
Новинки
Статьи
Документация
Форум
 
Ссылки
Вакансии

Компания ТБ-Проект
Москва, ул. Амундсена, д. 9.
Тел/факс: (495) 133-87-68 (многоканальный)
Email: info@tbpro.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Главная   E-mail   Карта сайта
© 2003 - 2016 ТБ-ПРОЕКТ
Веб-дизайн сайта, разработка сайта - Текарт.